Практически в каждом первом классе с начала учебного года выделяются дети, которые находятся в постоянном движении: даже сидя, без конца меняют положение тела, играют то ручкой, то собственными пальцами, отвлекаются, а на переменах вступают в драки и бегают до
пота. На уроках реагируют на любой раздражитель, не могут сосредоточиться, плохо переключают внимание, у них ужасный почерк. Иногда эти дети могут ходить по классу во время урока, заглядывать в тетрадки одноклассников или в окно. И товарищи их не очень жалуют, потому что такие дети вспыльчивы, могут кривляться, даже в игре не соблюдают правил.
Я, как психолог, могу дополнить учительские наблюдения следующей информацией об этом ученике: повышенная раздражительность, повышенные контактность и конфликтность,частая смена настроений, высокая утомляемость, склонность к агрессивным реакциям, тревожность, нарушения восприятия, несформированность некоторых мыслительных операций.
Таких детей называют гиперактивными, сверхподвижными или детьми с синдромом дефицита внимания. Понятно, что гиперактивный ребенок в условиях школы сразу являет собой "группу риска" и с легкостью в короткий срок переходит в разряд трудных.
Причины этого очевидны: дети с синдромом дефицита внимания доставляют массу хлопот педагогам, у которых накапливается раздражение против "необузданных питомцев", постоянно нарушающих "воспитательные" правила и запреты, имеющих к тому же и низкие учебные результаты.
Соответственно, ребенок начинает получать огромные порции негативного внимания от учителя (а от родителей, скорее всего, получал и раньше!) в виде бесконечных замечаний,
назиданий, запретов, упреков. Все это снижает самооценку ребенка, вызывает агрессию как форму защитного поведения (беда только в том, что со временем агрессивная реакция теряет свой
защитный характер и становится чертой характера ребенка).
Почему же у гиперактивного ребенка не получается не вертеться, не отвлекаться, успокоиться, сосредоточиться, как того требует взрослый? Может, он просто "вредничает" или
ленится? Нет! Ибо в основе всех перечисленных проявлений лежит пусть небольшое, но все же органическое поражение ЦНС (например, как следствие тяжелого протекания беременности). Но то, как проявляется биологическая особенность, зависит, конечно, от социальной среды, в которой оказывается ребенок. И понятное нам всем раздражение взрослых формирует многие
негативные особенности в характере этих детей. Обратим внимание, к примеру, что требование детского сада лежать тихо и неподвижно в сон - час, если не спишь, просто невыполнимо для гиперактивного ребенка. Он, естественно, шумно возится и будит всю группу. Нетрудно
догадаться, какова будет реакция воспитателя... Таким образом, эти дети имеют дефицит ровного эмоционального отношения взрослого, дефицит так необходимого ребенку принятия со стороны взрослого (да, пожалуй, и со стороны сверстников) еще до школы. Школа же с ее высокими
требованиями к произвольной регуляции, произвольному вниманию, с ее ограничениями с первых же дней двигательной активности ребенка еще больше усугубляет ситуацию.
Что же делать? Безусловно, гиперактивный ребенок требует совместной работы школьного психолога, учителя, психоневролога (или детского невропатолога) и часто логопеда, ибо
синдрому дефицита внимания сопутствуют сложности с артикуляцией, неважный фонематический слух и т.п.
Для нормального развития, для коррекции этих проявлений учителю и родителям важно понимать ситуацию и принимать ее, то есть быть терпимыми и отслеживать, осознавать то
раздражение, которое возникает в адрес ребенка. Стоит обсудить с родителями опасности распространенной позиции: "Не хочу такого ребенка, какой есть. Он должен стать таким, как я хочу". Прогноз же при соответствующих усилиях весьма благоприятен.
Итак, терпимость, осознание сущности трудностей - необходимое условие педагогической коррекции синдрома дефицита внимания. "Не задергать" - вот девиз для работающих с гиперактивными детьми. Стоит также обсудить с родителями возможность и углубленной консультации у невропатолога, ибо, кроме психологической и педагогической коррекции не исключена и медикаментозная (такие дети часто имеют повышенное внутричерепное давление).
Существуют правила, которые стоит соблюдать при организации школьной жизни гиперактивного ребенка. Они несложные, но дают хороший эффект.
1. Ребенок нуждается в двигательной разрядке. Поэтому, во избежание хаотических перемещений по классу во время урока стоит направить его энергию в нужное русло: пусть у
этого ребенка будет возможность встать, чтобы раздать тетрадки, листочки, намочить тряпку (пусть даже уже влажную) и вытереть доску.
2. Не стоит затягивать нахождение этого ребенка в школе при большом скоплении людей.
3. Этого ребенка надо обучать "владению телом", лучше всего подходят ритмика, занятия Ушу.
4. "Дозированное" выполнение домашних заданий. Не следует затягивать процесс выполнения за
счет бесконечных переписываний; во время подготовки необходимо делать передышки. Основной принцип при подготовке: "Мало, но часто".
5. Не перегружать и без того "дефицитное" внимание ребенка множеством раздражителей:
давать одно задание на определенный срок.
6. Планировать работу ребенка, при выполнении задания осуществлять пошаговый внешний контроль за его работой.
7. Избегать частых порицаний, упреков.
Итак, очевидно, что дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в индивидуальном подходе. И при обеспечении психолого-педагогической коррекции эти дети могут вполне успешно учиться в условиях массовой школы.
С уважением, ваш психолог
Как готовить домашние задания
Памятка для учащихся
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.
9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
11. Убери со стола все лишнее — то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
12. Между уроками делай перерывы.
13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует
большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку
равномерно.
19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами.
По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.
21. Составляй план устного ответа.
22. Проверяй себя. У тебя все получится!
Помни: мы лучше всего запоминаем:
— то, чем постоянно пользуемся;
— то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
— то, что нам нужно;
— то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
— то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).
Метод ключевых слов
Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце.
Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.
После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется
цепочка.
Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Метод "5 П"
1 П — Просмотри текст (бегло)
2 П — Придумай к нему вопросы
3 П — Пометь карандашом самые важные места
4 П — Перескажи текст
5 П — Просмотри текст повторно
Как работать с агрессией
Указанные в схеме причины, виды, формы и последствия агрессивных действий могут, по-видимому, подсказать психологам и те приемы, которые можно использовать для работы с агрессивными детьми.
Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. При этом можно достаточно жестко пресечь агрессивные действия или (если это не повлечет серьезного вреда для самого ребенка и окружающих) игнорировать эти действия, не попадаясь на уловку.
Если агрессия выступает как проявление садомазохистских наклонностей, то работу психолога следует проводить совместно с психотерапевтом и психиатром.
Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:
1) обучение детей контролю за своими эмоциями и способами отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей (эта стратегия используется, если агрессия проявляется в прямой форме). Например, нужно учить ребенка преобразовывать прямую агрессию в косвенную с помощью предметов-заменителей, выплескивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, подвижные игры, проявление символической агрессии;
2) развитие у ребенка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание медитативной, спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т.п.);
3) обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству (такая стратегия разрабатывается в гуманистическом подходе). В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем.
Гуманистические рекомендации
Используйте "я-послания", избегая "ты-осуждений", то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживанием.
Осуществляйте "мы-подход", говорите о вашей с партнером ("нашей"!) ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант, дайте партнеру свободу выбора.
Говорите открыто, дружелюбно, искренне; будьте "конгруэнтны" - ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.
Выражайте свою эмоцию, отражайте ее, не пытайтесь занять позу всепрощения, если она не отвечает вашим подлинным переживаниям.
Однако самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.
|