Медиация – это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам в конфликте найти взаимовыгодное решение. Медиация как технология окончательно оформилась относительно недавно – в середине XX века. Но ранее существовали и иные формы посредничества в конфликтах, уже содержавшие в себе принципиальные черты медиации. Если говорить о медиации как о технологии, то очень важно обозначить четыре основных принципа ее реализации.: нейтральность, добровольность, конфиденциальность, равноправие.
Технология медиации характерно, что большая часть ответственности за процесс обсуждения и решения конфликта лежит на сторонах-участниках конфликта. Медиатор структурирует обсуждение, помогая направить дискуссию в конструктивное русло.
Очевидно, что у современной школы в настоящее время появилась возможность для реализации и другой формы разрешения конфликтов – медиации. Технология медиации в школе позволяет взрослым разрешать свои конфликты и конфликты детей более конструктивно, а детям учиться, выступая медиаторами в конфликтах своих сверстников.
Данная практика воспитывает чувство ответственности за собственные решения, поскольку в медиации бремя принятия и исполнения решения лежит на самих сторонах. Участие в медиациях детей, таким образом, делает их более самостоятельными и приспособленными к окружающему миру, где качество договор о способности начинает цениться все выше. Это важно как для грамотной ориентации будущих профессионалов в деловой сфере, так и для построения крепких семейных отношений.
Использование технологии медиации может оказаться полезным школе также и с точки зрения введения в практику нового федерального государственного образовательного стандарта, так как медиация напрямую «работает» на достижение следующих личностных образовательных результатов:
- на формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности;
- на формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- на формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
А также на достижение метапредметных результатов, таких как:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирование и регуляция своей деятельности;
- владение устной речью.
Таким образом, медиация как процесс переговоров, имеющий своей целью максимально выгодно разрешить конфликт при содействии нейтрального посредника, решает сразу несколько важных социальных задач, в том числе касающихся воспитания нового успешного поколения граждан нашей страны. И, несмотря на множество нюансов, связанных с внедрением этой технологии в школах, есть основания полагать, что появление служб медиации в образовательных учреждениях принесет весомые педагогические и социальные плоды уже в ближайшем будущем.
Работа выполнена Гаджимагомедовой К.С.
|