Лучший собеседник не тот, кто умеет говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.
Типы слушателей
· «Оценщик» Постоянно следит о сказанном в зависимости от личных пристрастий.
· «Толкователь» Для этого типа важнее не «что», а «почему» сказано.
· «Сердобольный» Излишне сочувствующий, во всем соглашающийся слушатель.
· «Диагност» Склонный к нравоучениям, раскладывающий все «по полочкам».
· «Фельдфебель» Склонный к диктату, приказам, не слушает, а снисходительно-повелительно выслушивает.
· «Заяц» Уклоняющийся от беседы слушатель.
· «Понимающий» Слушает и слышит именно то, что говорится, понимают чувства и внутренний мир собеседника.
Нам мешает слушать:
· Поглощенность собственными мыслями. Не слушаем потому, что обдумываем, как бы поэффективнее продемонстрировать свою эрудицию.
· Эмоциональная неуравновешенность. Не слушаем потому, что не владеем собой и полностью заняты внутренними эмоциональными «бурями».
· Уязвленное самолюбие. Не слушаем потому, что воспринимаем высказывание как покушение на наш авторитет, и сразу готовы защищаться. А лучшая защита – это нападение…
· Выставление оценок сказанному. Не слушаем потому, что считаем себя умнее остальных и судим со своих личных позиций, ставя оценки.
· Невнимание к близким.
· Не владение техникой «понимающего слушания».
Чтобы овладеть техникой «понимающего слушания», необходимо следовать нескольким советам:
1. Поощряйте собеседника
Выражайте интерес, поощряйте речь собеседника. Используйте нейтральные слова не выражающие оценку. Избегайте критики.
Используйте: Ага, Угу, да, я понимаю, и др. Поможет также дословный повтор одного-двух слов собеседника.
2. Прояснение
Помогает прояснить сказанное, уточнить, получить больше информации. Задавайте вопросы. Переформулируйте услышанное не совсем точно, чтобы говорящий продолжил объяснение.
Когда? Как это случилось? Правильно ли я понял что....? Насколько я понял, это.... Я услышал....
3. Переспрашивание
Тут нужно показать, что вы слушаете и понимаете суть изложенного. Также вы проверяете собственное понимание. Переспрашивайте по-своему формулируя основные предложения и факты.
Т.е вы бы хотели, чтобы вам больше доверяли. Не так ли?
4. Эмпатия
Показать, что вы понимаете чувства другого человека. Предоставить человеку возможность услышать о его чувствах со стороны.
Вы, кажется, расстроены этим фактом...?
5. Выражение сопереживание
Признать значимость и выразить уважение к чувствам и переживаниям другого человека. Подчеркиваем важность его чувства собственного достоинства, значимости. Признаем значимость проблем собеседника.
Я ценю ваше стремление разрешить эту проблему...
Я разделяю вашу озабоченность данным вопросом....
6. Подведение итогов
Указать на наличие прогресса в разговоре. Свести воедино основные идеи и факты. Создать основу для дальнейшего обсуждения. Тут необходимо заново сформулировать основные идеи и чувства.
Правильно ли я понял, что...?
В итоге, можно сказать что...
Насколько я понял это..., речь шла о....
Кажется, это была ключевая идея...
Давайте подведем итог....В результате....
Эти советы, скорее всего, покажутся вам знакомыми и простыми.
Основное правило - не пользоваться ими механистично.
Их использование не должно превращаться в напряженное следование правилу "понимающего слушания».
Важно искренне испытывать интерес к собеседнику, видеть его уникальность. Относиться к нему бережно и с уважением.
Вот тогда все получится!
|