Четверг
16.05.2024
18:37
Учительский портал
Учительский портал
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Сайт педагога-психолога Студеновой Марины Александровны

Блог

Главная » 2018 » Декабрь » 25 » Ребенок не хочет учиться?
17:29
Ребенок не хочет учиться?

                       

Помогают школьникам учиться два вида мотивов: это социальные и познавательные мотивы. 

Социальные (межличностные) мотивы отвечают потребностям ребенка в том, чтобы гармонично общаться с окружающими, чтобы его одобряли учителя, родители, сверстники, в том, чтобы занять в обществе определенное место. 

Социальные мотивы подразделяются на узкие мотивы и более широкие. К широким мотивам, которые уже знакомы младшему школьнику, относятся желания стать «культурным», «образованным», получить впоследствии достойную работу. Однако, эти мотивы не являются значимым двигателем деятельности в младшем школьном возрасте. Ребенок, знает, конечно, что надо хорошо учиться, чтобы потом найти хорошую работу, но что такое для ребенка «хорошая работа»? С позиции его опыта, как правило, лишенного настоящих тягот жизни, это пустой звук, ребенок никак не понимает, какие трудности его ждут, если не будет хорошей работы, а будет плохая (пресловутый "дворник"). Он может повторять за взрослыми, что надо хорошо учиться, чтобы зарабатывать деньги или иметь уважение окружающих, но эти понятия не доступны ему в должной мере из-за узости его опыта. Кроме того, все эти привлекательные перспективы бесконечно далеки от него по времени и никак не влияют на желание делать те усилия в учебе, которые требуются сегодня. Широкие мотивы в лучшем случае как-то осознаются школьником (и это основа для более глубокого развития этих мотивов), но они не являются двигателем его деятельности. Ребенок не сядет за тетрадки и не пойдет учить стихи с мыслью, что через 15 лет у него будет хорошая должность. 
Родители, наоборот, любят обращаться именно к широким мотивам, пытаясь пробудить ребенка к учебной работе. 
«Ты что, хочешь дворником быть!?», 
«Ну, давай, бездельничай, как раз грузчиков стране не хватает!».
В зависимости от социального статуса самих родителей примеры тех «ужасов», которые могут случиться с ребенком, который учиться не хочет, могут быть разными. Кто-то обращается к старому верному «дворнику», а кто-то пугает детей перспективой пополнить «офисный планктон». 
Такие аргументы не работают, да и сами родители это знают!
Другой вид мотивов – узкие личные мотивы, потребность чувствовать себя комфортно в текущей ситуации школьной жизни. Это желание получить хорошую оценку, избежать порицания учителя, занять уважаемую позицию в школьном коллективе, снизить чувство тревожности на уроке. Эти мотивы более актуальны, они в большей степени могут управлять поведением младшего школьника. Ребенок скорее организуется для домашней, например, работы, опасаясь того, что ему завтра поставят плохую оценку. Эта мотивация не универсальна, она действует далеко не на всех школьников, но она существует. 
Мотивация эта имеет одну коварную особенность. Для того, чтобы достигать целей комфортного существования в школьной жизни вовсе необязательно действительно хорошо учиться. Благодаря этой мотивации, потребности в комфортном самоощущении дети постепенно учатся имитировать учебную деятельность и находить путь наименьшего сопротивления. Это нормальный процесс адаптации к условиям жизни, но познавательной деятельности он вредит. Так, ребенок может научиться ловко списывать, завести приятельские отношения с отличником, чтобы помогал с домашней работой, понять в какой момент спрашивать не будут и можно уроки не учить, научиться говорить пустые «умные» фразы при ответах. То есть он обучается жить в школе комфортно (что в целом тоже полезно), но его деятельность по освоению учебных предметов может сильно хромать. 
Достижение социальных целей у людей (детей в том числе) связано с результатом работы, тем к чему ты пришел в итоге какого - то этапа своей деятельности. Социальные мотивы важны, но их недостаточно для успешного обучения. 
Другой важный вид мотивов – познавательные мотивы, потребность в интеллектуальной деятельности, удовольствие от самого процесса познания. Ребенок хочет учиться еще и потому, что он получает удовольствие от самого процесса обучения, ему интересно узнать новое или решить задачу. Этот вид мотивов выражен у детей в разной степени. 
Без познавательного мотива нельзя учиться успешно, как бы сильна не была потребность в одобрении окружающих. Однако, и одного интереса недостаточно, чтобы удерживать хорошую успеваемость. Школа – это система принудительной передачи знаний детям. Никто не спрашивает их, что им интересно изучать, а что нет. Не нужно питать иллюзий, что ваш ребенок по всем предметам будет учиться с одинаково высоким интересом. Как бы развит у ребенка не был познавательный мотив, он не сможет испытывать интерес каждый час школьного обучения, ко всем без разбора предметам. В школе будет и скука, и рутина, и неприятные обязанности, которые надо выполнять. Система массового образования не может обеспечить индивидуального подхода к каждому ученику, подстроиться именно под его особенности. 
Для успеха в обучении нужно сочетание социальных мотивов (ориентация на результат, одобрение окружающих) и познавательных мотивов (удовольствие от интеллектуальной деятельности). 
Это похоже на две ноги человека, без одной из опор (познавательного или социального мотива) ребенку трудно будет успешно учиться.

© Елизавета Филоненко

Просмотров: 387 | Добавил: Maryschechka | Теги: желание, мотивация, Школа, школьник, учеба | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
avatar