ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ
Известный детский психотерапевт специалист в области детско-родительских отношений А.С.Спиваковская выделяет 8 типов родительской любви.
1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом. Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении) воспитание осуществляется по формуле: смотрите какой у меня прекрасный ребенок, жаль, то у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.
3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: хотя мой ребенок умен и развит, но все равно я его люблю. Для этого стиля характерно признание действительных отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.
4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит. Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.
5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела. Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.
6. Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Формула: я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок не так развит, неумен, неприятен другим. Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но и в тоже время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.
7. Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: мой ребенок негодяй и я докажу ему это! Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако, наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.
8. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: я не хочу иметь дело с этим негодяем. В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.
Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.
|