Среда
15.05.2024
18:53
Учительский портал
Учительский портал
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Сайт педагога-психолога Студеновой Марины Александровны

Главная » 2017 » Апрель » 20 » Медиация как способ разрешения конфликтов
19:06
Медиация как способ разрешения конфликтов

 

Образовательный процесс предполагает групповое взаимодействие людей. В ходе этого взаимодействия возникает определенное число конфликтных ситуаций, которые школа стремится разными путями разрешать.

Наиболее распространенным типом конфликтов являются межличностные конфликты. Они возникают между учениками, учениками и педагогами, учениками и родителями и так далее. Это могут как частные, так и групповые конфликты

Возникновение конфликтов в школе снижает качество образования, они могут надолго нарушить систему взаимоотношений между учителем и учениками, между учителями, между учителями и родителями. Конфликты вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей деятельностью.

 

В процессе обучения в школе каждый ребенок и взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими обучающимися, с педагогами или родителями): становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия.

Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системой образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы, что не всегда приводит к желаемому результату.

 

.Реакция правонарушителей на оказываемую им помощь зачастую не соответствует нашим ожиданиям, подростки не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно. К сожалению, и школа с трудом устанавливает партнерские отношения с такими детьми и их семьями т.к. часто школа не имеет инструмента для работы по разрешению напряженных ситуаций. В результате конфликтные ситуации либо замалчиваются, либо происходит развитие конфликта до такой степени, что разрешить его можно только силовыми методам. Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. На подростка вешают ярлык хулигана и у него включаются психологические механизмы оправдания собственных негативных поступков. Кроме того, в школе есть подростки, которые желают получить более высокий статус, но не могут его завоевать и это то, что приводит к конфликтам, дракам и длительным пропускам занятий.

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.

В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей. Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

 

Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения.

Нормативно – правовой основой создания службы является Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

 

 

Медиация (посредничество)- понятие «медиация» происходит от латинского mediare – посредничать.

Медиация – это процесс переговоров с участием
посредника, который помогает конфликтующим в разрешении
конфликта. Медиация - добровольный процесс, который контролируется самими сторонами. Медиатор не обладает начальственными полномочиями. Он не принимает никаких решений; стороны принимают все решения
самостоятельно. Эти решения обычно направлены на удовлетворение
частных интересов сторон и основаны на чувстве справедливости, как оно
представляется каждой из них.

Основными принципами посредничества
являются: нейтральность (эмоционально посредник не присоединяется к
какой-то стороне) и беспристрастность (не заинтересованность в выигрыше
одной из сторон). Посредник не может судить и оценивать. Если это
происходит - он уже не посредник, а еще одна сторона, еще один участник
конфликта. Данный механизм урегулирования конфликтных ситуаций имеет место и в школьной жизни.

 

Чтобы создать благоприятный климат и безопасное пространство, повысить качество обучения, взрослые должны хорошо понимать простой принцип, что общение и есть воспитание. От качества общения зависит и качество образования. Метод школьной медиации построен на понимании, на позитивном отношении к личности и признании за ней права оставаться аутентичной. Школьная медиация – это своеобразная школа общения.

Медиативному подходу и основам медиации важно обучать детей. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственной жизни, умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого.

 

Школьная служба примирения (ШСП) - это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда. Ядром этой работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая «программой примирения» (медиацией), где ученик или куратор ШСП выступает в роли нейтрального посредника (медиатора).

 

Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. На программах примирения обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта.

 

Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.

В школьной службе примирения (ШСП) медиаторами работают сами школьники (при поддержке взрослого куратора). Это важно, поскольку:

• подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками «на одном языке»;

• ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;

• работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;

• это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

 

Цель школьной службы примирения - формирование благополучной, гуманной и безопасной среды для полноценного развития и социализации детей и подростков; создание эффективной системы работы по разрешению конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений среди учащихся школы.

 

Задачи службы примирения:

 обучение учащихся цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

 организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

 

Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой:

1) Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;

2) Сторонам больше 10 лет.

3) Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);

4) Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).

 

Ожидаемые результаты деятельности службы примирения:

1. Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Социализация обучающихся через технологии конструктивного общения, формирование правовой культуры.

4. Ранняя профилактика правонарушений.

Эффективная работа школьной службы медиации возможна лишь при тесном сотрудничестве администрации, классных руководителей, участников службы.

Школьная служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других, брать ответственность за свои поступки и за их последствия.

Презентация

Просмотров: 1291 | Добавил: Maryschechka | Теги: конфликты, Школа, медиация | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
avatar