Согласно исследованиям института статистики ЮНЕСКО, женщины составляют только 28% от общего числа ученых в мире, а отчеты ЮНИСЕФ прямо свидетельствуют о том, что в развивающихся странах мальчиков, закончивших школу, почти в полтора раза больше, чем девочек. Значит ли это, что предрасположенность к наукам коррелирует с половой принадлежностью и в системе образования должны учитываться гендерные различия учеников? Разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.
Несмотря на то, что в XXI веке вопрос равноправия стоит чрезвычайно остро, а ряд стран далеко продвинулись в деле преодоления гендерных стереотипов, мы по-прежнему часто слышим, что существуют «мужские» сферы деятельности, в которым женщинам не то что бы не место: просто они не смогут добиться там больших успехов. К таким сферам традиционно относится наука, однако каждый раз, когда приверженцы позиции «лаборатории – сильному полу!» пытаются доказать свою правоту, они оперируют распространенными предубеждениями и заблуждениями, как то:
- Женский мозг на 8-10% меньше мужского, а значит, он хуже работает. Вообще-то мужчины в целом крупнее женщин, так что разница в объеме мозга закономерна. Более того, в 2013 году группа нейробиологов из Университета Калифорнии доказала, что женский мозг работает даже более эффективно, поскольку затрачивает меньше энергии на решение той или иной задачи. Да и в целом теория о зависимости интеллектуальных способностей от объема мозга пока не нашла неоспоримых подтверждений;
- Мужчины чаще проявляют сдержанность, а женщины – импульсивность, поэтому последним нельзя доверять принятие важных решений. Если бы мальчиков с младенчества не приучали скрывать свои эмоции, а в девочках не поощряли склонность быть воздушной и противоречивой, мы бы с удивлением обнаружили, что темперамент зависит не от пола, а от типа личности. Психологи почти единогласно утверждают, что каждый характер сочетает в себе прихотливо сформированный набор условно феминных и условно маскулинных черт;
- Мужчины – доминантны, женщины – пассивны и хуже проявляют себя на лидерских позициях. Так сложилось, что мужчины исторически наделены большей властью, а женщины находятся скорее в позиции подчинения. Однако среди и тех, и других встречаются как талантливые руководители, так и добросовестные рядовые работяги, не хватающие звезд с неба. Просто у мужчин пока больше возможностей реализовать себя на ведущих должностях;
- Мужчины имеют предрасположенность к техническим наукам, женщины – к гуманитарным. Еще одно традиционное, не имеющее под собой научных обоснований убеждение, которое негативно влияет на профессиональный рост как мужчин, так и женщин: первые годами не могут влиться в коллектив на филологическом факультете, вторые терпят насмешки от коллег-математиков;
- На женщину-ученого бессмысленно делать ставки, потому что она вынуждена будет прервать карьеру на 2-3 года ради рождения и воспитания ребенка. Ключевое слово здесь – «вынуждена». Хотя трудовое законодательство дает право уйти в отпуск по уходу за ребенком как матери, так и отцу, пользуются им в подавляющем большинстве случаев женщины: по статистике зарплаты мужчин выше, и между удовлетворением амбиций и стабильным доходом для семьи приходится выбирать второе.
«Я считаю, что предрасположенность к наукам изначально не зависит от биологического пола, — говорит Ольга Валентиновна, преподаватель обществознания, выпускница факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. — Среди ученых есть и мужчины, и женщины. Другое дело, что гендерные стереотипы действительно влияют на отношение мужчин и женщин к науке. Человек, профессионально занимающийся наукой, – творец. И это прерогатива мужчины, поскольку от природы он создателем не является. Создатель новой жизни – женщина. И ей не надо удовлетворять свои амбиции, занимаясь созданием научных теорий. У женщин другая задача и другое отношение к науке.
Безусловно, есть всемирно известные женщины-ученые, такие как Мария Склодовская-Кюри или Софья Ковалевская, что опять же доказывает отсутствие принципиального отличия в мужском и женском мышлении. А вот приоритеты и стремления у полов совершенно разные, поэтому бытует стереотип, что мужчины в науке более сильны. Но это лишь потому, что женщины сами выбирают себе иные сферы деятельности».
Суровая статистика
Ключевой вопрос: почему женщины выбирают себе иные сферы деятельности? Всегда ли в основе такого выбора лежит искреннее желание или большую роль играет давление общества, которое по-прежнему считает, что женщина прежде всего должна реализовать себя в материнстве, а главный добытчик в семье – мужчина? При этом еще в конце 90-х годов социологи выяснили, что на самом деле отцы хотят проводить больше времени с детьми, но не имеют такой возможности, потому что часто в одиночку отвечают за материальное благополучие семьи.
Вместе с тем, если вновь обратиться к статистике, оказывается, что среди поступающих в вузы девушек в среднем даже на 7-8% больше, чем юношей. Однако, когда дело доходит до построения академической карьеры, расклад оказывается иным. В качестве примера, можно взять опыт США, где:
- Только 11,1% физиков и астрофизиков – женщины;
- У женщины на 25% меньше шансов получить должность профессора;
- Научные комитеты лишь на 20% состоят из женщин;
- В элитарных и высокооплачиваемых технических научных отраслях женщин почти в два с половиной раза меньше, чем мужчин.
Интересно, что в российской науке ситуация обстоит иначе, и женщины в ней представлены шире, чем в США. Объяснить это можно, с одной стороны, тем, что наука в нашей стране далеко не самая престижная профессиональная область, и конкуренция в ней невелика. С другой, советская власть приложила немало усилий к тому, чтобы образование стало в равной степени доступным как для женщин, так и для мужчин, и фактически упразднила систему раздельного обучения в школах.
Трудовые резервы
Впрочем, если науки в современных школах уже не разделяются на «мужские» и «женские», то на уроках труда – или, как их теперь называют, технологии – классы все еще порой делят по гендерному признаку. Девочек учат шить, убирать, готовить, а мальчиков – паять, забивать гвозди и мастерить мебель. Получается, что детям с ранних лет внушают представления о распределении ролей в семье: жена отвечает за повседневные, «легкие» обязанности по дому, а муж приходит на помощь, когда появляется необходимость приложить значительные физические усилия или инженерную мысль.
Однако, если смотреть правде в глаза, в быту потребность в новой полке – особенно в сколоченной своими руками – возникает значительно реже, чем потребность в свежеприготовленной пище или в чистой, выглаженной одежде. В результате мужчина нередко практически полностью выключен из процесса ведения хозяйства и считает такое положение вещей совершенно естественным в том числе потому, что много лет назад на уроках труда ему сказали: «не твое это дело».
Женщина, в свою очередь, часто не замечает несправедливости в том, что ей одной приходится тащить на себе быт: ведь она – фея домашнего очага. Даже если перед тем, как облачиться в костюм феи, ей приходится, наравне с супругом, отработать полный день в офисе. Между тем, умение самостоятельно варить борщ или штопать носки не только сделает более комфортной жизнь одинокого мужчины, но и избавит его от разрушительного желания связать свою жизнь с первой попавшейся женщиной – лишь бы не зарасти грязью.
Спорт с поправкой на половую принадлежность
Гендерные стереотипы, касающиеся занятий спортом, тоже чрезвычайно сильны. Например, родители часто отказываются отдать девочку в секцию бокса, тяжелой атлетики или хоккея, потому что она может стать грубой, напористой – одним словом, «неженственной». В то же время желание мальчика заниматься фигурным катанием, танцами или, не дай бог, синхронным плаванием заставляет родственников косо на него посматривать: еще вырастет тряпкой – с такими-то увлечениями. А вдруг он вообще «из этих»? Что соседи тогда скажут? Позора не оберешься!
На уроках физкультуры упражнения для мальчиков и для девочек тоже порой отличаются: в первых педагоги стараются развивать силу и выносливость, во вторых – изящество. Пока мальчики играют в футбол и гандбол, девочки занимаются гимнастикой. Между тем, значительно более корректным и продуктивным было бы исходить, во-первых, из особенностей организма каждого конкретного ученика, а во-вторых, из его интересов.
Не стоит к тому же забывать и о том, что до 5-6 класса девочки обычно физически более развиты, чем мальчики, а значит, задвигать их на второстепенные позиции в командных играх вдвойне странно. Но даже когда пубертатный период вносит коррективы в очертания тел подростков, во время эстафеты нужно ставить в пару учеников не одного пола, а одного веса, роста и комплекции: это будет справедливо как со спортивной точки зрения, так и с точки зрения идеи о равенстве возможностей.
«Лично я отношусь положительно к тому, что в ряде российских школ мальчики играют в футбол и мастерят табуретки, а девочки – занимаются гимнастикой и шьют. Но это мое субъективное мнение, поскольку мне самой не хотелось бы играть в футбол и мастерить табуретки, — говорит Ольга Валентиновна. – Если же быть более объективной, то разделение классов – это хорошо, но определяющую роль здесь должны играть не гендерные признаки, а пожелания самих учащихся. В конце концов, существует и женский футбол. Или, допустим, девочка уже изначально хорошо умеет шить, потому что ее мама работает в ателье, а вот научиться смастерить стульчик для плюшевого медведя – самое оно! Более того, разделяй – не разделяй классы по гендерному признаку, жизнь сама внесет свои коррективы: при необходимости и готовить научишься, и мебель собирать независимо от того, мальчик ты или девочка».
Роль педагогов
Стоит четко понимать, что источником гендерных стереотипов в реальной жизни является не абстрактное общество, а вполне конкретные люди: родители, соседи, учителя, университетские преподаватели. Как начинающий ученый, так и школьник, который только задумывается о том, чтобы в дальнейшем построить научную карьеру, обычно нуждаются в поддержке взрослых. Путь ребенка к любимому делу окажется вдвойне сложным, если он или она будет постоянно слышать фразы вроде:
- Вырастешь «синим чулком», все твои подруги замуж выйдут, а ты будешь до старости одна пробирки перебирать!
- Искусствоведом решил стать? Не мужское это дело – про картинки рассуждать!
- С женской логикой нечего в математику соваться!
- Девочки от природы более прилежные и аккуратные, тебе с ними не сравниться!
-
«Я преподаю обществознание и могу судить по своему предмету. Я изначально отношусь ко всем ученикам одинаково, как к способным добиться максимального успеха, — говорит Ольга Валентиновна. — Но они показывают разные результаты, хотя, по моим наблюдениям это не связано с тем, что, скажем, мальчики более способные, а девочки нет, или наоборот. Просто у всех разная мотивация, а она зависит не от биологического пола.
Но я заметила другой гендерный аспект обучения. Мои ученицы 16-17 лет часто переживают первую любовную драму, и это влияет и на их желание учиться, и на время, которое они отводят на домашние задания, в то время как их ровесники мальчики более сдержаны в чувствах, любовные перипетии их не волнуют. Бывает, конечно, что у кого-то из них спорт на уме, компьютерные игры или еще что-то, но это в целом на способностях к обучению и мотивации не сказывается и не мешает концентрироваться на предмете в конкретный момент времени, тогда как «любовные думы» унять даже накануне ЕГЭ сложно.
И еще по моему опыту: одинаково высокие баллы на экзаменах набирали и мальчишки, и девчонки, так же как и низкие баллы никогда не были прерогативой только одного пола».
-
Источник https://blog.repetit.ru/author/repetitru/
-
|